Годы жизни: 1915 - 1961; Всего побед: 101 (все западный фронт; 7x B-17, 1x B-17 HSS, 3x B-24); Вылетов: свыше 307; Первый бой: Западный фронт, 1939 год; Звание: Oberst; Эскадра: JG 51, JG 26; Награды: |
Йозеф Приллер, по прозвищу "Пипс", был человеком невысокого роста, однако в кабине истребителя он становился подлинным гигантом, одним из немногих, кому удалось сбить свыше 100 самолетов противника на Западном фронте. В войну он вступил в составе авиагруппы II/JG 51 и участвовал с этой частью в боях во время французской кампании и в ходе "Битвы за Англию", в последний период которой 51-й истребительной эскадрой командовал знаменитый Вернер Мёльдерс. Стиль руководства Приллера отличался тонким чувством юмора, и он считался едва ли не единственным командиром люфтваффе, способным в те моменты, когда дела шли из рук вон плохо, рассмешить самого Геринга. Например, весьма типичным был следующий комментарий об одном инциденте во время "Битвы за Англию":
"Помню один случай, когда молодой летчик, который, как мы говорим, не вкусил как следует английского воздуха, заманеврировался и потерял из виду строй наших самолетов: после ухода в отвесное пике он оказался где-то над одной из окраин Лондона. Вместо того, чтобы охотиться в одиночку, ему следовало поближе держаться к своей эскадрилье. Когда он это понял, то попросил о помощи: "Кто-нибудь, скорее сюда! Лечу один над Лондоном". Его призыв не пропал даром. Командир эскадрильи, которого он не видел, но который, в свою очередь, прекрасно видел его, подлетел сзади сверху и выдал по рации обнадеживающий ответ: "Продержись еще немного, на хвосте у тебя появится парочка "Спитфайров", и ты уже не останешься в одиночестве!"
19 октября 1940 года Приллер одержал свою 20-ю победу, а еще через месяц он получил под командование эскадрилью 1./JG 26. Последующие несколько месяцев прошли относительно спокойно, воздушные бои происходили редко. Однако, когда в начале лета 1941 года командование британских Королевских ВВС приступило к проведению операции "Цирк", Приллер начал быстро набирать очки, сбив в период с 11 июня по 14 июля двадцать самолетов противника, в том числе 18 "Спитфайров". Последняя его победа заслуживает особого внимания: находясь на высоте 10000 метров, Приллер атаковал в лоб средний "Спитфайр" из тройки истребителей. Вероятно, он не смог определить английского лидера. В условиях сильной разряженности воздуха на большой высоте мощность двигателя существенно падает, и для того, чтобы иметь достаточную подъемную силу крыла, необходимо увеличивать угол атаки плоскостей. На 10000 метров нос истребителя, летящего горизонтально, задирается вверх и ухудшает и без того ограниченный обзор пилоту. Тем не менее, Приллер сумел воспользоваться этим обстоятельством, атаковав англичан на пологом подъеме и сблизившись с ними на дистанцию всего 100 метров. Пилот сбитого "Спитфайра" выбросился с парашютом, а Приллеру пришлось срочно уходить в сторону, чтобы не привлечь к себе .повышенного внимания со стороны другого британского истребителя.
На счету немецкого аса появлялись все новые и новые победы, и вскоре он стал командиром эскадры. Произошло это 11 января 1943 года; к этому времени он являлся ведущим экспертом JG 26. Требования к пилотам у Приллера были столь высокими, что когда в феврале 1943 года с Восточного фронта в распоряжение его эскадры перебросили группу III/JG 54, он долгое время не разрешал ей участвовать в боевых действиях.
Послужной список Приллера продолжал расти, и очередные 12 сбитых самолетов в период с 5 по 13 апреля довели число его одержанных побед до 96. В течение 1943 года он проводил также испытания различных видов оружия и другие опыты, однако возросшая ответственность и неотложные поручения ограничили его непосредственное участие в воздушных боях. Приллер представлял собой уникальную, незаурядную личность, намного опередившую свое время.
Когда 6 июня 1944 года армии союзников осуществили беспрецедентную по масштабам высадку в Нормандии, JG 26 оказалась неподготовленной к такому повороту событий. Две ее группы находились в состоянии перебазирования на новые аэродромы в глубине материка, а третья размещалась в Южной Франции. Только штаб был готов к немедленному вылету, и в полет отправился сам Приллер вместе со своим постоянным ведомым, Гейнцем Водарчуком. Под прикрытием низкой облачности два "Фокке-Вульфа" атаковали с бреющего полета побережье, а затем благополучно вернулись на базу. Это были единственные самолеты люфтваффе, появившиеся в небе над районом высадки десанта в самом начале союзного вторжения на территорию Северной Франции.
100-ю победу Приллер одержал 15 июня, когда он возглавил истребительную операцию в Нормандии. Для отражения налета американских тяжелых бомбардировщиков в сопровождении мощного эскорта истребителей в воздух было поднято сводное подразделение из самолетов групп II и III/JG 26, а также III/JG 54. Боевой рапорт Приллера гласил:
"Во время лобовой атаки я несколько раз попал в один из "Боингов" на левом фланге вражеского строя. После короткой схватки с очень сильным эскортом, я со своими ребятами вновь атаковал с фронта группу примерно из двадцати "Либерейторов". Открыв огонь по левому крайнему бомбардировщику в первой тройке, я с удовлетворением отметил попадания в кабину и в оба двигателя на левой плоскости. Быстро отвалив в сторону, я заметил, как подбитый мною "Либерейтор" вывалился из строя и, объятый пламенем, с креном пошел вниз. Падения его я не видел, так как шел интенсивный бой и невозможно было отвлечься".
Двойное командование было помехой Приллеру - его полеты были еще более ограничены, 101-м и последним сбитым самолетом Приллера стал 12 октября американский истребитель Р-51 "Мустанг". В окончательном списке его побед фигурировали лишь 11 бомбардировщиков: немецкий ас предпочитал иметь дело с эскортом. Последней воздушной операцией эксперта стал налет "Боденплатте" 1 января 1945 года - в воздухе он возглавил JG 26. Затем в конце того же месяца Приллер был окончательно переведен на штабную работу.
Наиболее ценным качеством "Пипса" в период после начала вторжения союзников было не количество сбитых им самолетов, а прежде всего его стиль руководства и личный пример. Из восьми немецких летчиков-истребителей, одержавших 100 и более побед в боях на Западном фронте, лишь Адольф Галланд (103), Эгон Майер (102) и Йозеф Приллер (101) воевали исключительно в Западной Европе. Следует отметить и то, что, как подчеркнул в своей книге "Полный круг" лучший снайпер РАФ Джонни Джонсон, большинство побед Приллера подтверждались и британскими военными рапортами и сводками.
"Помню один случай, когда молодой летчик, который, как мы говорим, не вкусил как следует английского воздуха, заманеврировался и потерял из виду строй наших самолетов: после ухода в отвесное пике он оказался где-то над одной из окраин Лондона. Вместо того, чтобы охотиться в одиночку, ему следовало поближе держаться к своей эскадрилье. Когда он это понял, то попросил о помощи: "Кто-нибудь, скорее сюда! Лечу один над Лондоном". Его призыв не пропал даром. Командир эскадрильи, которого он не видел, но который, в свою очередь, прекрасно видел его, подлетел сзади сверху и выдал по рации обнадеживающий ответ: "Продержись еще немного, на хвосте у тебя появится парочка "Спитфайров", и ты уже не останешься в одиночестве!"
19 октября 1940 года Приллер одержал свою 20-ю победу, а еще через месяц он получил под командование эскадрилью 1./JG 26. Последующие несколько месяцев прошли относительно спокойно, воздушные бои происходили редко. Однако, когда в начале лета 1941 года командование британских Королевских ВВС приступило к проведению операции "Цирк", Приллер начал быстро набирать очки, сбив в период с 11 июня по 14 июля двадцать самолетов противника, в том числе 18 "Спитфайров". Последняя его победа заслуживает особого внимания: находясь на высоте 10000 метров, Приллер атаковал в лоб средний "Спитфайр" из тройки истребителей. Вероятно, он не смог определить английского лидера. В условиях сильной разряженности воздуха на большой высоте мощность двигателя существенно падает, и для того, чтобы иметь достаточную подъемную силу крыла, необходимо увеличивать угол атаки плоскостей. На 10000 метров нос истребителя, летящего горизонтально, задирается вверх и ухудшает и без того ограниченный обзор пилоту. Тем не менее, Приллер сумел воспользоваться этим обстоятельством, атаковав англичан на пологом подъеме и сблизившись с ними на дистанцию всего 100 метров. Пилот сбитого "Спитфайра" выбросился с парашютом, а Приллеру пришлось срочно уходить в сторону, чтобы не привлечь к себе .повышенного внимания со стороны другого британского истребителя.
На счету немецкого аса появлялись все новые и новые победы, и вскоре он стал командиром эскадры. Произошло это 11 января 1943 года; к этому времени он являлся ведущим экспертом JG 26. Требования к пилотам у Приллера были столь высокими, что когда в феврале 1943 года с Восточного фронта в распоряжение его эскадры перебросили группу III/JG 54, он долгое время не разрешал ей участвовать в боевых действиях.
Послужной список Приллера продолжал расти, и очередные 12 сбитых самолетов в период с 5 по 13 апреля довели число его одержанных побед до 96. В течение 1943 года он проводил также испытания различных видов оружия и другие опыты, однако возросшая ответственность и неотложные поручения ограничили его непосредственное участие в воздушных боях. Приллер представлял собой уникальную, незаурядную личность, намного опередившую свое время.
Когда 6 июня 1944 года армии союзников осуществили беспрецедентную по масштабам высадку в Нормандии, JG 26 оказалась неподготовленной к такому повороту событий. Две ее группы находились в состоянии перебазирования на новые аэродромы в глубине материка, а третья размещалась в Южной Франции. Только штаб был готов к немедленному вылету, и в полет отправился сам Приллер вместе со своим постоянным ведомым, Гейнцем Водарчуком. Под прикрытием низкой облачности два "Фокке-Вульфа" атаковали с бреющего полета побережье, а затем благополучно вернулись на базу. Это были единственные самолеты люфтваффе, появившиеся в небе над районом высадки десанта в самом начале союзного вторжения на территорию Северной Франции.
100-ю победу Приллер одержал 15 июня, когда он возглавил истребительную операцию в Нормандии. Для отражения налета американских тяжелых бомбардировщиков в сопровождении мощного эскорта истребителей в воздух было поднято сводное подразделение из самолетов групп II и III/JG 26, а также III/JG 54. Боевой рапорт Приллера гласил:
"Во время лобовой атаки я несколько раз попал в один из "Боингов" на левом фланге вражеского строя. После короткой схватки с очень сильным эскортом, я со своими ребятами вновь атаковал с фронта группу примерно из двадцати "Либерейторов". Открыв огонь по левому крайнему бомбардировщику в первой тройке, я с удовлетворением отметил попадания в кабину и в оба двигателя на левой плоскости. Быстро отвалив в сторону, я заметил, как подбитый мною "Либерейтор" вывалился из строя и, объятый пламенем, с креном пошел вниз. Падения его я не видел, так как шел интенсивный бой и невозможно было отвлечься".
Двойное командование было помехой Приллеру - его полеты были еще более ограничены, 101-м и последним сбитым самолетом Приллера стал 12 октября американский истребитель Р-51 "Мустанг". В окончательном списке его побед фигурировали лишь 11 бомбардировщиков: немецкий ас предпочитал иметь дело с эскортом. Последней воздушной операцией эксперта стал налет "Боденплатте" 1 января 1945 года - в воздухе он возглавил JG 26. Затем в конце того же месяца Приллер был окончательно переведен на штабную работу.
Наиболее ценным качеством "Пипса" в период после начала вторжения союзников было не количество сбитых им самолетов, а прежде всего его стиль руководства и личный пример. Из восьми немецких летчиков-истребителей, одержавших 100 и более побед в боях на Западном фронте, лишь Адольф Галланд (103), Эгон Майер (102) и Йозеф Приллер (101) воевали исключительно в Западной Европе. Следует отметить и то, что, как подчеркнул в своей книге "Полный круг" лучший снайпер РАФ Джонни Джонсон, большинство побед Приллера подтверждались и британскими военными рапортами и сводками.
28.5.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | NW Dunkirk | - | ||
28.5.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | NW Dunkirk | - | ||
2.6.1940 | Curtiss | 6./JG 51 | SW Dunkirk | - | ||
8.6.1940 | Blenheim | 6./JG 51 | Abbeville | - | ||
8.6.1940 | Blenheim | 6./JG 51 | Abbeville | - | ||
25.6.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | 8km NW Desvres | - | ||
10.7.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | Dover | Spitfire of 610 Sqn, RAF flown by S/L Smith, damaged | ||
14.7.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | SE Dover | Hurricane of 615 Sqn, RAF | ||
20.7.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 5km E Folestone | Hurricane of 32 Sqn RAF flown by Sub Lt Bulmer | ||
29.7.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | 5km N Dover | - | ||
14.8.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | NW Dover | - | ||
15.8.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 1km E Clacton | - | ||
16.8.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | 10km E Canterbury | - | ||
24.8.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 7km E Margate | - | ||
24.8.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 2km E Margate | - | ||
26.8.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | 5km W Boulogne | - | ||
7.10.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | 20km N Canterbury | - | ||
7.10.1940 | Spitfire | 6./JG 51 | Thames Estuary | - | ||
15.10.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 10km SW Dover | - | ||
15.10.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | 15km W Dover | - | ||
17.10.1940 | Hurricane | 6./JG 51 | Tunbridge Wells | - | ||
16.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | W Boulogne | - | ||
16.6.1941 | Blenheim | 1./JG 26 | SW Boulogne | Blenheim of 59 Sqn, RAF | ||
17.6.1941 | Hurricane | 1./JG 26 | W Cap Gris Nez | Hurricane of 56 or 242 Sqn, RAF | ||
21.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | SW Ramsgate | Spitfire of 603 Sqn, RAF | ||
23.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | S Somme Estuary | - | ||
25.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | W Gravelines | Spitfire of 610 or 616 Sqn, RAF | ||
27.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | SW Gravelines | - | ||
30.6.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 10km NW St Inglevert | Spitfire of 603 or 616 Sqn, RAF | ||
2.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 10km W Lille | - | ||
4.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 10km SW St Omer | - | ||
5.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 4km NW Dunkirk | Spitfire of 54 or 616 Sqn, RAF | ||
7.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 3km N Gravelines | Spitfire of Hornchurch Wing, RAF | ||
7.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | W Somme Estuary | - | ||
8.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 10km N St Omer | - | ||
9.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | S Aire-SE Samer | - | ||
9.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 2km S Calais | - | ||
10.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | N St Omer | - | ||
10.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km NW Boulogne | - | ||
11.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 20km W Calais | - | ||
14.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | St Omer | Spitfire V of 72 Sqn flown by F/Sgt WM Lamberton, baled out, POW | ||
19.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km Dover | Spitfire of 72 Sqn, RAF | ||
22.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 10km NW Gravelines | Spitfire of 308 Sqn, RAF | ||
23.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 15km NW Gravelines | - | ||
24.7.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 7km NW Dunkirk | - | ||
7.8.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km NW Calais | - | ||
7.8.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 8km N Calais | - | ||
4.9.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | NW Bethune | - | ||
17.9.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km NW Calais | - | ||
18.9.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | SW Dungeness | - | ||
1.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | mid English Channel | Spitfire of 91 Sqn, RAF | ||
1.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | W Boulogne | - | ||
12.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km E Berck-sur-Mer | Spitfire of 452 or 602 Sqn, RAF | ||
13.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 15km W Berck-sur-Mer | - | ||
21.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 4km W Etaples | - | ||
21.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 15km NNW Le Touquet | - | ||
27.10.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km N Watten | Spitfire of 401 Sqn, RAF | ||
8.11.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | N Bethune | Spitfire of 302 or 316 Sqn, RAF | ||
8.11.1941 | Spitfire | 1./JG 26 | 5km NW Gravelines | Spitfire of 302 or 316 Sqn, RAF | ||
3.1.1942 | Hurricane | Stab III./JG 26 | 5km NW Calais | - | ||
27.3.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 10km W Ostend | Spitfire of 313 Sqn RAF flown by Vladimir Michalek | ||
28.3.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | Cap Gris Nez-Blanc Nez | Spitfire of 457 or 602 Sqn, RAF | ||
4.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | Calais-Dover | Spitfire of 129 Sqn, RAF | ||
12.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | Boulogne | Not confirmed | ||
12.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | N Gravelines | Spitfire of 41 Sqn, RAF | ||
16.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 5km N Calais | Spitfire of 118 or 129 Sqn, RAF | ||
25.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 10km W St Etienne | - | ||
27.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | S Ardres | Spitfire of 65 Sqn, RAF | ||
27.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 15km NW Gravelines | Spitfire of 65 Sqn, RAF | ||
28.4.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | Dunkirk-Gravelines | Spitfire of 401 Sqn, RAF | ||
1.5.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 5km N Calais | Spitfire of 457, 485 or 602 Sqn, RAF | ||
5.5.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 11km SW Ypres | Spitfire Vb (BM261) of 313 Sqn RAF flown by Sgt Karel Pavlik, killed | ||
9.5.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 3km N Gravelines | Spitfire of 118 of 501 Sqn, RAF | ||
17.5.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | S Guines-Audembert | Spitfire of 313 Sqn RAF flown by F/Lt Stanislav Fejfar (5.833/1/3 victories) | ||
1.6.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 5km N Blankenberghe | Spitfire of 350 Sqn, RAF | ||
22.6.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 30km N Gravelines | Spitfire of 64 Sqn, RAF | ||
15.7.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 8km NE Dover | Spitfire of 402 Sqn, RAF | ||
30.7.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | Gravelines | Not confirmed | ||
21.8.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 50km N Gravelines | - | ||
29.8.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 15km NW Cap Gris Nez | - | ||
9.10.1942 | B-24 | Stab III./JG 26 | SW Roubaix-Wevelgem | B-17 “Snoozy II” of 367 BS, 306 BG, USAAF flown by Capt John Olsen | ||
4.12.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 20km N Calais | Spitfire of 401 or 402 Sqn, RAF | ||
6.12.1942 | Spitfire | Stab III./JG 26 | 5-6km S Lille | - | ||
20.12.1942 | B-17 | Stab III./JG 26 | Baie de la Seine | B-17 of 91 BG, USAAF | ||
20.1.1943 | Spitfire | Stab/JG 26 | N Canterbury | Spitfire of 332 Sqn, RAF | ||
8.3.1943 | Spitfire | Stab/JG 26 | 8km NW St Valery-en-Cause | Spitfire of 340 Sqn, RAF | ||
5.4.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | 20km W Ostend | B-17 of 306 BG, USAAF | ||
4.5.1943 | Spitfire | Stab/JG 26 | Westerschelde-NW Antwerp | - | ||
13.5.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | Near Amplier-5km E Boulogne | B-17 of 91 BG, USAAF | ||
13.5.1943 | Spitfire | Stab/JG 26 | 5km NW Etaples | Spitfire of 416 Sqn, RAF | ||
16.5.1943 | P-47 | Stab/JG 26 | Scheldt Estuary | P-47 of 78 FG, USAAF | ||
10.6.1943 | Ventura | Stab/JG 26 | W Coxyde | - | ||
22.6.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | near Terneuzen | B-17 of 381 BG, USAAF | ||
26.6.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | Dieppe-Le Treport | B-17 of 384 BG, USAAF | ||
17.8.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | N Liege | - | ||
19.8.1943 | B-17 | Stab/JG 26 | De Beer Is | B-17 of 305 BG, USAAF | ||
21.9.1943 | Mitchell | Stab/JG 26 | St Pol | Mitchell of 98 Sqn, RAF | ||
20.10.1943 | B-17 HSS | Stab/JG 26 | SE Arras-Cambrai | B-17 of 96 BG, USAAF | ||
13.4.1944 | B-17 | Stab/JG 26 | Poperinghe-N St Omer | - | ||
7.6.1944 | P-51 | Stab/JG 26 | N Caen | - | ||
7.6.1944 | P-47 | Stab/JG 26 | Evreux | - | ||
11.6.1944 | P-38 | Stab/JG 26 | Compiegne | P-38 of 55 FG, USAAF | ||
15.6.1944 | B-24 | Stab/JG 26 | W Dreux-SW Chartres | B-24 of 492 BG, USAAF | ||
12.10.1944 | P-51 | Stab/JG 26 | S Wunsdorf | P-51 of 357FG USAAF flown by Capt HT Pascoe, POW |